Свидетель существования
На разных этапах взросления человеку нужен Взгляд. Взгляд Другого, который смотрит и видит, что Я есть.
На самом раннем этапе, базовом, младенцу необходимо, чтобы мама Видела, что он Существует. Иначе при наличии физической оболочки, тела, он не чувствует, что это так. Скорее, он наполняется обратным ощущением – Несуществования. Если мама делает все правильно, то на чистом листе появляется объёмный чёткий контур Человека. Продолжая наблюдать, замечать, Видеть ребёнка по-настоящему, из своего настоящего Я, мама продолжает тем самым Существование его личности. Я знаю изнутри, что это не громкая фраза, а
физическое ощущение. В этом сопровождении важно много всего, и в том числе непрерывность, последовательность. Тогда Я ребёнка движется во времени. Это можно отнести к шизоидной стадии становления.
Затем маленький человек обнаруживает Привязанность всем своим существованием. К маме, папе, игрушке, собаке, к другу, ко всему миру живых и не живых объектов. Он начинает ощущать это. Если мама внимательным Взглядом проявляет это, называя: “И это есть”, ребёнок окунается в сложное сплетение связей и отношений во внутреннем, внешнем мирах и между ними. И постепенно “Я есть” сливается в симфонию с “И мир есть”.
Немного позже ребёнок смотрит в глаза значимых взрослых, чтобы увидеть в них свое Отражение и собрать свой Образ Я из осколков, элементов мозаики. Отзеркаливание мамой и папой ребёнка в это время его как будто раскрашивает. Контур на листе заполняется мелкими и крупными деталями, линиями и фигурами.
Это продолжается довольно долго, включая подростковый период. Конечно, со временем маме и папе все реже приходится брать карандаш или краски в руки. Необходимость возникает, когда из контура проступают новые, пока размытые детали. Ребёнок приходит с этим к родителям и показывает. Если они Отзеркаливают его в этот момент достаточно безопасно, он может ощутить, какой он богатый, что у него теперь ещё и эта штука классная есть. Например, сексуальность или способность к критическому осмыслению себя и мира.
Все три процесса не сменяют друг друга, а накладываются, дополняют. Так, если на первой стадии ребёнок идёт, держась за нить из разматывающегося клубка синих ниток (кончик которой привязан в той временной точке, где он был зачат), то в определённом возрасте его потребности просят ещё и красный. Какое-то время он идёт, удерживая нити в двух руках, пока не появляется необходимость в третьей, зелёной.
Если все идёт хорошо в процессе Свидетельствования существования на всех этапах, человек вырастает объёмным, сложным, богатым, зная и чувствуя всего себя.
Если нет, он это проходит на терапии. Я не раз была свидетелем того, как даже физиология меняется, когда клиент может теперь позволить себе под внимательным Взглядом Другого прожить тот или иной возрастной этап.
Понимаю, что в этом тексте я написала много слов с заглавной буквы. Это важно. Каждое из этих слов обладает огромными смыслами, некоторые из которых можно объяснить, лишь написав отдельную статью или книгу, а некоторые возможно узнать только на опыте.