Как жить?

Помощь психолога в Томске Журавлёвой Натальи

Свидетель существования

На разных этапах взросления человеку нужен Взгляд. Взгляд Другого, который смотрит и видит, что Я есть.

IMG_20230916_152434
На самом раннем этапе, базовом, младенцу необходимо, чтобы мама Видела, что он Существует. Иначе при наличии физической оболочки, тела, он не чувствует, что это так. Скорее, он наполняется обратным ощущением – Несуществования. Если мама делает все правильно, то на чистом листе появляется объёмный чёткий контур Человека. Продолжая наблюдать, замечать, Видеть ребёнка по-настоящему, из своего настоящего Я, мама продолжает тем самым Существование его личности. Я знаю изнутри, что это не громкая фраза, а

физическое ощущение. В этом сопровождении важно много всего, и в том числе непрерывность, последовательность. Тогда Я ребёнка движется во времени. Это можно отнести к шизоидной стадии становления.

Затем маленький человек обнаруживает Привязанность всем своим существованием. К маме, папе, игрушке, собаке, к другу, ко всему миру живых и не живых объектов. Он начинает ощущать это. Если мама внимательным Взглядом проявляет это, называя: “И это есть”, ребёнок окунается в сложное сплетение связей и отношений во внутреннем, внешнем мирах и между ними. И постепенно “Я есть” сливается в симфонию с “И мир есть”.

Немного позже ребёнок смотрит в глаза значимых взрослых, чтобы увидеть в них свое Отражение и собрать свой Образ Я из осколков, элементов мозаики. Отзеркаливание мамой и папой ребёнка в это время его как будто раскрашивает. Контур на листе заполняется мелкими и крупными деталями, линиями и фигурами.

Это продолжается довольно долго, включая подростковый период. Конечно, со временем маме и папе все реже приходится брать карандаш или краски в руки. Необходимость возникает, когда из контура проступают новые, пока размытые детали. Ребёнок приходит с этим к родителям и показывает. Если они Отзеркаливают его в этот момент достаточно безопасно, он может ощутить, какой он богатый, что у него теперь ещё и эта штука классная есть. Например, сексуальность или способность к критическому осмыслению себя и мира.

Все три процесса не сменяют друг друга, а накладываются, дополняют. Так, если на первой стадии ребёнок идёт, держась за нить из разматывающегося клубка синих ниток (кончик которой привязан в той временной точке, где он был зачат), то в определённом возрасте его потребности просят ещё и красный. Какое-то время он идёт, удерживая нити в двух руках, пока не появляется необходимость в третьей, зелёной.

Если все идёт хорошо в процессе Свидетельствования существования на всех этапах, человек вырастает объёмным, сложным, богатым, зная и чувствуя всего себя.
Если нет, он это проходит на терапии. Я не раз была свидетелем того, как даже физиология меняется, когда клиент может теперь позволить себе под внимательным Взглядом Другого прожить тот или иной возрастной этап.

Понимаю, что в этом тексте я написала много слов с заглавной буквы. Это важно. Каждое из этих слов обладает огромными смыслами, некоторые из которых можно объяснить, лишь написав отдельную статью или книгу, а некоторые возможно узнать только на опыте.

RSS 2.0 | Трекбек | Комментарий

Комментирование закрыто.