Как жить?

Помощь психолога в Томске Журавлёвой Натальи

Когда терапия завершается

Когда и по какой причине завершается терапия?

Конечно, у меня нет универсального ответа на этот вопрос. Каждый клиент, каждая терапия – это уникальность.
Но у меня есть наблюдения, которые я хочу упорядочить, систематизировать, описав варианты причин завершения терапии, о которых знаю.
Я точно не включаю сюда редкие варианты, в которых терапевт принимает решение об остановке терапии. Все описанные случаи – это решения (осознанные или нет), принятые клиентом. Как я уже сказала, данная статья опирается на мои наблюдения, мой личный и профессиональный опыт. А у меня самой не было случаев, когда я принимала такие решения в качестве терапевта.
Также в этот список не входят причины, не связанные с психологией личности и особенностей терапевтического процесса, а именно: финансовые трудности, переезд в другой город или страну, резкие и драматичные события в жизни клиента, смерть и т.п. Некоторые из них, на самом деле, как я не раз замечала, могут становиться скорее поводом, нежели причиной (не имею в виду смерть). Для кого-то переезд в другой город становится весомым фактором для остановки терапии, а для кого-то – нет. Чаще это вопрос выбора. Хотя, конечно, не всегда так. Иногда, действительно, возможности не позволяют продолжать работу. Мне нравится, когда нам с клиентом удается быть искренними в обсуждении этих причин.

Итак. Для начала разделю все психологические причины остановки терапии на 3 больших категории – по времени возникновения.

Первая – причины, приводящие к остановке на ранних этапах терапии.
Вторая – причины, вызывающие прерывание терапии на более глубоком уровне работы (этап начинается, примерно, после полугода работы).
Третья – завершение, связанное с достижением желаемых результатов.

Я не беру во внимание расставание после первой встречи клиента и терапевта. Первая – консультационная встреча.

39d43c5f79b2d9c4118f6fbdef

Во время нее происходит знакомство и либо принимается решение (как клиентом, так и терапевтом) о том, что эта встреча остается единственной, либо заключается устный контракт на несколько консультаций, либо начинается обсуждение возможности начать терапию. Если я предлагаю терапию, клиент соглашается и через 3 дня (обычно я предлагаю взять это время на “подумать”) подтверждает свое желание, то именно следующая встреча для нас становится началом терапии.

Первая категория. Самая часто встречающаяся. И это закономерно и естественно. Человек, пришедший к психологу, чаще всего не очень представляет, что это такое – терапия. Обычно, нет опыта такой работы совсем, либо есть, но недлительный, либо с психологом другого направления. И тогда освоение новой роли, проба совместного пера – это такой вид длительной примерки: подходит – не подходит.
Даже если опыт длительной терапии у клиента был, и даже если у психолога того же направления, это совершенно не гарантирует того, что именно с этим терапевтом все сложится на этом этапе. Каждый специалист – это уникальная личность. Поэтому при одинаковых базовых профессиональных ценностях способ работы, поведение и реакции терапевтов будут отличаться. И то, к чему привык клиент в процессе работы с первым терапевтом, он не будет получать от второго. Даже если, на самом деле, это приятные отличия, разница все равно будет вызывать дискомфорт. Так как организму, психике приходится заново выстраивать отношения, включать адаптационные механизмы. Порой может вызывать протест сам факт, что “Ты” не “Он”. А с другой стороны, много ожиданий, которые не выполнились с тем психологом, и здесь, вероятно, не выполняются. И это тоже мало приятно.
Но обратимся к тем, кто впервые пришел в терапию. Это волнующе, необычно и, зачастую, страшно, тревожно. Иногда очень. И это первая причина остановки терапии. Действительно, когда человек обращается за помощью к терапевту, ему приходится делать 2 вещи:
1. встречаться с Другим человеком очень близко, наедине;
2. встречаться с самим собой.
Что одно, что другое зачастую очень трудно.

2286cb5ac5b0640412c79e1ebc

Сильные чувства, страх бывают таковы, что просто сидеть в кабинете становится невыносимо. Я понимаю тех клиентов, которые, не выдержав этого напряжения, перестают посещать встречи.

Вторая причина – несовпадение ожиданий с реальностью. Даже если клиент на первых встречах говорит, что у него нет ожиданий про процесс терапии – они у него есть. Даже если психолог на первых встречах по многу раз повторит, чего он дать не может (например, советов), и клиент подтвердит, что он это понимает – проживания разочарования не избежать. Рано или поздно (обычно в течение первых нескольких встреч или месяцев) клиент начинает чувствовать (и это ключевое! не понимать, а чувствовать), что то, что он ожидал, не происходит.

86846f505ab44c21598cd2cf49

 

И это не про результат, а про процесс. Он не становится таким, как хочется клиенту. В этом случае важно как можно раньше обсудить вместе с психологом ожидания, сделать их очевидными для самого себя и для специалиста. И встретиться с реальностью Другого. То есть услышать, может ли, готов ли психолог дать вам то, чего вы ждете. Иногда случается, что готов. И тогда можно получить то, что хочется. И это становится важным открытием в терапии. Но иногда – увы. Частично или полностью увы. И это норма жизни. Мы иногда покупаем какой-то продукт или готовое блюдо в кафе, ресторане, и обнаруживаем, что нам не понравилось. Или заказываем одежду по Интернету и при примерке выясняем, что “не мое”. Так и здесь. Терапия не может подойти и понравиться всем.
Этот момент становится временем принятия решения. Либо клиент проживает чувство разочарования вместе с терапевтом и становится возможным обсуждение следующего шага: если не может дать это, то что может, и чем это может быть полезно. Либо злость, обида, горечь берут верх над совместностью, и клиент уходит.
Я ценю, если в такие моменты ухода человек может быть, с одной стороны, искренним, говоря о том, что он не готов продолжать работу после этого разочарования, а с другой стороны, остается способен поддерживать уважительное социальное взаимодействие во время этого – не хамит, оплачивает встречу, не хлопает дверью, прощается и т.д.

Мне бывает непросто переживать такие разрывы, если несовпадение ожиданий с тем, что я готова давать, не было обсуждено. Конечно, разговаривать с тем, к кому у тебя накопились неприятные чувства, может быть неприятно, тяжело, да и казаться, что незачем. Еще и платить деньги за это. Но, поверьте, это важно. Причем, клиенту даже важнее, чем терапевту. Это про ассимиляцию и завершение гештальтов. Писать подробно здесь не буду, ибо не об этом статья. Но штуки важные – для состояния и здорового функционирования человека.
Третья причина на раннем этапе терапии – психолог сделал или сказал что-то, что было очень неприятно клиенту. На поздних этапах терапии больше доверия и отношения более крепкие, поэтому обсуждение таких моментов и дальнейшее продолжение работы более вероятны. На ранних этапах клиенту бывает проще уйти из отношений с человеком, который может сделать или сказать “такое”. Если с вами произошла такая ситуация и вам по-прежнему важно то, зачем вы пришли в терапию, попробуйте поговорить со своим терапевтом о случившемся. Бывает, что такой разговор – это самое важное, что может произойти в терапии. И, наверное, в это сложно поверить, но ваша способность сделать шаг навстречу в эти моменты может иметь отношение к той трудности, задаче, с которой вы пришли к психологу.
Конечно, бывают ситуации, в которых продолжение отношений неуместно: сексуальное домогательство со стороны психолога, физическое нападение, оскорбления (я имею в виду прямые, с матом).
Но чаще терапевтические отношения обрываются из-за неприятной интонации, обидной эмоциональной реакции и т.д. Это то, что важно и нужно обсуждать вместе со своим терапевтом.

 

В следующей, второй категории (причины, вызывающие прерывание терапии на более глубоком уровне работы – примерно, после полугода работы) могут, конечно, происходить те же процессы, что и на первом этапе. И причины разрыва терапевтических отношений могут быть те, что я уже назвала. Однако, это, на мой взгляд, происходит не часто. Если клиент решает остановить терапию после полугода – года работы, то, как правило, из-за других причин, специфических для этого этапа.

 

Нумерацию продолжу.
Четвертая причина – разочарование от отсутствия прогресса. В это же время уже накапливается усталость.

90e7d65ea8a54268071668bc88

Ведь терапия – это труд, причем тяжелый. И первичная мотивация (надежда на результат, с которой клиент обычно начинает работу) уже не очень работает, а вторичная (за счет ощущения позитивных изменений) еще не наступила. Бывает, вторичная мотивация начинается довольно рано, тогда клиенту проще пережить это время. Хотя усталость уже может ощущаться. Если ее еще нет (а так бывает часто), а ворох тяжестей из глубины психики уже подняли, то может охватывать ощущение бессмысленности и бесполезности затрачиваемых усилий и денег. И на этом этапе многие уходят. Особенно, если не делятся этими переживаниями с терапевтом.

 

Причина пятая – клиент заглянул поглубже в себя, соприкоснулся с тем, что хранится в бессознательном, так скажем “прошел по краешку”. И осознал глубину, длительность, сложность предстоящей работы. Это тоже точка выбора. Выбор следующий: “Когда я сейчас вижу, что те проблемы, с которыми я пришел, связаны с теми залежами, которые я в себе обнаружил, действительно ли мне настолько важно убрать те проблемы, и тогда решаться на то, чтобы иметь дело с этими залежами? Или залежи и труд, связанный с ними, меня пугают сильнее?”

1179315-uchastie-v-konkurse-prinjali-993-fotografa_rect_31b894e2ac4fa8b43a6d69546cb8215d-1495820594-1000-e3593fc8cf-1498035817

В этот момент важно не торопиться, а взвешенно сделать выбор. Если человек решает продолжить терапию, то его выбор становится тем якорем, который в дальнейшем помогает преодолевать трудности работы над собой. Если решает остановиться – взвешенность выбора помогает ему сделать важный шаг в принятии себя таким, какой он есть. И те же проблемы, с которыми он пришел, хоть и остались, но уже не вызывают столько сильных неприятных чувств, как до этого. Я помню всех моих клиентов, сделавших выбор в эту сторону. И у меня до сих пор к ним есть теплота и уважение.

 

Шестая причина – клиент получил то, что хотел. Он решил ту конкретную задачу, с которой обратился за помощью. Ему стало легче. И даже если он или его психолог видят новые задачи, новые возможности в развитии личности, клиент решает остановиться. Ему достаточно. И это здорово. Сам факт того, что он осознанно делает этот выбор и может сказать “нет”, “не готов” зачастую как раз является результатом терапии. Поэтому когда клиент пользуется этим своим умением, я рада. Хотя азарт внутри меня требует продолжения банкета” :)

68753953ab8032c48eef79c635

В последней, третьей категории, я, пожалуй, выделю 2 причины – седьмую и восьмую.
Седьмая – усталость. Здесь она иная, чем на 2м этапе. Это, скорее, вымотанность. В этой усталости уже есть понимание, что терапия работает, помогает, в отличие от усталости 2го этапа. Есть большее принятие реальности в целом и себя, в частности. И значительная часть того, за чем, на самом деле пришел клиент в терапию, удалось получить. Поэтому я отношу этот вариант к третьей категории. Но еще есть другие желания и понимание (довольно реалистичное, без розовых очков), что для достижения этих желаний еще очень много нужно работать. А позади уже несколько лет работы. А гарантий нет, что получится. И становится очень тяжело продолжать. Бывает так, что человек, ушедший на этом этапе терапии, возвращается. Через полгода, год и более. И иногда очень успешно вновь работает.

 

Восьмая, последняя из тех, которые мне хочется назвать – человек завершил терапию, потому что почувствовал, что она завершена внутри него. Он получил из нее все, что возможно. И принял реальность, в которой возможно не все. На этом этапе завершенности клиент знает себя настолько, насколько ему необходимо для максимально эффективного обращения с собой и своей жизнью.
Конечно, дорога к терапевту для него не становится закрытой. И, по желанию, он может возвращаться на разовые встречи или курс из нескольких встреч. Когда чувствует, что какой-то кусочек его реальности требует от него больше ресурсов, чем у него есть. Для него уже не сложно обратиться за помощью. Или просто хочется ощутить себя неодиноким. И так тоже можно.

e7a1ab5bfaae93c7547cc7baa1

 

RSS 2.0 | Трекбек | Комментарий

Комментирование закрыто.