Как жить?

Помощь психолога в Томске Журавлёвой Натальи

Цикл Ярость. Часть 5. Что делать с Яростью

Ярость как во взрослом состоянии, так и в детстве, всегда соседствует с недостаточностью контейнирования.

Контейнирование – это процесс, при котором человек, испытывающий сильные чувства, встречается с границами (опорными стенами), позволяющими ему не разрушиться и не разрушить все вокруг.

Такие границы для ребенка в норме создает родитель, для взрослого – он сам. В терапии – терапевт для клиента, пока клиент сам этому учится.
Ребенок, испытывающий сильные внутренние импульсы, ощущает себя как в космосе, в котором творится хаос. Его Я раздирает и захватывает этот хаос, пугающий его самого.

1663923159_priroda-13

Мы, начиная с самых ранних дней, постепенно учимся обращаться со своим Хаосом. Для этого нам нужен взрослый. Он как бы возникает в этом космосе, смотрит на нас как некто большой и сильный, и всем собой (своим телом, своей психикой, своим опытом и уверенностью) создает в нем комнату.

 

Комната в космосе. С мягкими стенами, которые можно крушить, но они останутся. С ощущением, что ты здесь не один. С уверенностью, что все не рухнет и ты справишься, если позволишь этому хаосу быть, быть здесь – в рамках этой комнаты.
Позднее, взрослеющий человек все больше может делать это для себя сам – выделяя в своей психике Взрослого, который помогает Внутреннему Ребенку контейнировать разные состояния и переживания.

c6874a3e61de1c1342d468a325020b1b-1

При регулярном использовании и обработке все более сложных и интенсивных переживаний объем контейнера увеличивается.

Это значит, что человеку проще обрабатывать запутанные узлы переживаний и легче выдерживать накал возникающих чувств. И еще это означает, что он способен встречаться с еще более сложными и интенсивными переживаниями, а не подавлять их или избегать.

Это делает жизнь в итоге проще и менее насыщенной бессилием.

2a03605117bc8307ce1f47b75e

Для контейнирования используются различные приемы и средства:

• называние чувств, желаний, процессов, происходящих в это время в психике,
• спокойный, но уверенный голос и взгляд Другого, который помогает контейнировать,
• стремление самого человека, нуждающегося в контейнировании, регулировать себя в данный момент
• и т.д.
Но главное – это удержание контакта и привязанности в отношениях в данный момент времени. Это фундамент, основа контейнирования. Это мостик, по которому из космоса передается та «комната».

Возвращаемся к Ярости.

С одной стороны, она как раз возникает в обстоятельствах, когда контейнер человека не развит, способность к контейнированию слабо освоена.

nastroenie-9

Если это ребенок, то, почти наверняка, навык его родителей в этой деятельности тоже не достаточен.
В связи с этим, те импульсы, переживания и желания, которые он разом ощутил, не имеют возможности оказаться в «комнате». Ребенок не чувствует, что он может с ними справиться, ощущает острую беспомощность из-за этого.

С другой стороны, для того, чтобы принять контейнирование, нужно подпустить «комнату» Другого очень близко.

А в этом месте, как вы помните, Ярость – процесс, в котором желание уничтожить Другого и весь мир доминирует. Как при таких условиях можно подпустить кого-то, доверившись?…
Поэтому в том месте, где человек ощущает Ярость, он, с одной стороны, как раз очень сильно нуждается в Другом, хотя бы для того, чтобы ему помогли контейнировать все то, что с ним тут происходит, а с другой стороны – как раз этого приближения он не может допустить и даже признать, что нуждается в нем…
Тем более он чувствует себя очень уязвимым в этом месте.
Поэтому ребенок прячет Ярость со всеми ее неразрешимыми (как ощущается) задачами вглубь, в Дом Узника.

Зная все это, при работе с подавленной детской Яростью психотерапевту важно выполнить следующий алгоритм:

1. Наладить глубокие надежные отношения с клиентом.
2. Дорастить и развить психику (точнее навыки контакта с собой и саморегуляции) до уровня, при котором клиент сможет выдерживать подобные ядерные переживания – тогда Ярость начнет высвобождаться из-под защитных механизмов.
3. Когда Ярость начнет подниматься, встречать ее, становясь надежным контейнером для клиента, акцентируя происходящее продолжение отношений.
4. Постепенно помочь клиенту посмотреть на свою Ярость, на того себя, который был долгое время Узником. Признать его существование.

Обратите внимание – сначала 3й пункт, а потом только 4й (!)

5. Бережно вглядываясь в того, кто испытывает Ярость, обнаружить его внутренние конфликты, неразрешимые задачи и сложные переживания.
6. Аккуратно показывать принятие всего, что мы (терапевт и Взрослая часть клиента) видим. Тем самым постепенно наладить «мостик» для возможности контейнирования.
7. Разделить переживания той части Внутреннего Ребенка, помогая ему возвращать связь с миром.
Звучит, возможно, просто. Но это долго и сложно. И важно.

 

Часть 4: https://kak-zhit.ru/?p=2441
Часть 3: https://kak-zhit.ru/?p=2429
Часть 2: https://kak-zhit.ru/?p=2408
Часть 1: https://kak-zhit.ru/?p=2395

RSS 2.0 | Трекбек | Комментарий

Комментирование закрыто.