Как жить?

Помощь психолога в Томске Журавлёвой Натальи

Безвременье души

 

Одна богиня совершила великий грех – ради спасения своего ребенка взяла души человеческих детей. В наказание ее свергли на землю, где она должна прожить 100 реинкарнаций в течение 1000 лет. Каждая ее жизнь наполнена болью и страданием. В каждой из ста жизней ее ребенок погибает.
Это одна из сюжетных линий корейского сериала.
И хоть это вымышленная история, в ней есть зерно реалистичности. Оно – про повторяемость событий и время словно буксующее колесо.

Только лишь для нашей сознательной части время линейно.

default-1tdm

Оно течет из пункта А (нашего рождения) в пункт Б (конца жизни). Мы отслеживаем минуты, дни, годы. У нас есть возможность подумать о чем-то и сказать себе: “Это уже в прошлом”. Мы можем замечать настоящий момент и испытывать ощущения, чувства про то, что нас окружает прямо сейчас. Или мы можем представить что-то и осознать, что это лишь фантазии о будущем, которые, может быть, сбудутся, а может – нет.
У бессознательного нет такой роскоши.
Я долго пыталась понять фразу “здесь и сейчас“. Сломала себе мозг.

Потом поняла, что ее используют в 2х значениях, которые перепутываются между собой в контекстах.
Первое значение чаще всего используется в контексте саморазвития: “жить здесь и сейчас”. По сути, это означает воспринимать то, что есть прямо в эту секунду во внешнем мире. Ну и, обычно, считается, что этим нужно наслаждаться (хотя окружающая картинка не всегда к этому располагает – запах, может, неприятный). Для этого на нас вовсю работают органы восприятия – зрение, слух, обоняние, осязание, ну и вкусовые сосочки.
Второе значение “здесь и сейчас” обычно используют при обучении гештальт-терапевтов. Оно заключается в следующем:

весь прежний опыт человека, его фантазии про будущее есть прямо сейчас,

в ту самую минуту, когда он сидит перед психологом. Если человек вспоминает о каком-то событии, то его организм, его нервная, кровеносная система, его мышцы, дыхание и, соответственно, все эмоциональное состояние будет таким, словно само это событие происходит прямо сейчас. Может, чуть менее остро и с более поздними добавлениями от осознания того события. И человек будет обращаться с собой и своими желаниями, чувствами так же, как и в момент, когда событие происходило. Например, подавлять слезы и боль.

То есть прошлое и будущее перемешано в настоящем и есть в каждый момент времени – здесь и сейчас.

9f354ffded731404f1d5e261067j--dlya-doma-i-interera-chasy-kosmos

Фрейд в книге “По ту сторону принципа удовольствия” писал: “Бессознательные душевные процессы сами по себе находятся “вне времени”. Это прежде всего означает, что время ничего в них не изменяет…”
Недаром мы часто говорим сейчас о внутреннем ребенке. Бессознательное как сформировалось, по большей части, в детском и юношеском возрасте, так и осталось в этом возрасте. Причем, отдельные частички бессознательного имеют свой возраст.
Я недавно встретила одноклассника. Сейчас и ему, и мне почти 40 лет. Но я стояла, смотрела на него и думала, что мне странно осознавать, что сейчас – это не то сейчас, когда мы ходили в 10й класс. Потому что именно этот человек как будто замер, запечатался для моего организма, моей психики в том периоде времени. И общалась я с ним почти так же. После дежурных фраз мы не сразу нашли тему для разговора, но и не уходили. Несколько секунд смотрели молча друг на друга. Этот момент острее всего запомнился из встречи. Помимо переживаний неловкости от молчания и какой-то волнующей пронзительности, у меня было чувство, что я смотрю на него глазами прежней меня. Это было странно – одновременно приятно и раздражающе.
Тело, наша физиология наиболее привязана ко времени в нашем организме. Телу (при всех современных попытках) не навяжешь остановку во времени или неожиданные перескоки в прошлое. Раз! И вместо сорокалетнего – 17летнее тело. Или – опа! Ты владелец 60-летней оболочки. А потом вернулся в прежнее состояние.
Иногда, правда, люди чувствуют себя внутри довольно не молодыми. Психологический возраст, измеряемый субъективно или с помощью тестов, может быть у молодых людей довольно значительным – 40-70 лет… Это, скорее, про то, что уже в раннем возрасте сложился характер, взгляд на мир, характерный, в нашем представлении, для зрелого человека. Взрослые дети, постаревшие младенцы. Я вижу довольно много таких детей. Часто грущу про них. Например, 4-хлетняя девочка, подняв на меня совершенно старческие глаза серьезно сказала единственную фразу за время нашего краткого знакомства: “Я уже взрослая”. И я без иронии ответила: “Да, я знаю”. У нее не было другого выбора, кроме как быстро стать взрослой. Она периодически на несколько часов или сутки оставалась одна дома уже в 2х-3хлетнем возрасте.
Моя мама, которой почти 80 лет, часто говорит, что не чувствует себя на свой возраст.

 

sz5staranje

Тело движется из точки А в точку Б. Бессознательное остановилось и продолжает жить в достаточно молодом возрасте. А сознание мучается между ними. Цитата от мамы: “Стараюсь не смотреть на себя в зеркало. А то, как подойду – так расстроюсь”. Периодически она не соизмеряет свои силы, удивляется, что у нее не получается делать то, что раньше получалось. Это удивление – работа сознания, которое наводит мосты между молодым бессознательным и пожилым телом.
Сознанию приходится делать непростую работу не только про связь увядающего тела и неизменного бессознательного.
Важная составляющая этого труда связана с тем, что бессознательное “видит” значительную часть реальности такой, какой она была во времена формирования той или иной части бессознательного.

Работа сознания, которую, обычно, делают клиенты в терапии, направлена на то, чтобы обнаружить, осознать эту внутреннюю реальность, а потом показать себе ту, которая прямо сейчас окружает человека.

Итак, что же происходит с бессознательным и почему начинается путаница с реальностью для человека?

Когда я говорила о принципе “здесь и сейчас”, при описании первого значения я затронула органы восприятия – зрение, слух и т.д. Но в нашем организме момимо инструментов для восприятия внешних сигналов (глаза, уши и отделы мозга, обрабатывающие информацию от них) есть инструменты, принимающие сигналы изнутри нашего организма. Интерорецепторы получают сигналы от внутренних органов. Проприорецепторы – от мышц. И если внутренний сигнал воспринимается этими рецепторами, то он есть тоже – здесь и сейчас. Они также реальны для организма.
Внутренние сигналы организм создает из-за двух основных причин.
Первая – физиологические потребности. Например, пустой желудок посылает сигнал, что пора есть. Мочевой пузырь – что пора, наоборот, кое от чего освободить организм. И так далее. И эти сигналы довольно плотно связаны с реальностью актуальной (которая прямо сейчас есть во внешнем мире) окружающей среды. То есть желудок будет посылать сигналы о голоде тогда, когда из окружающей среды довольно давно не поступала пища.
Вторая причина связана с работой различных структур головного мозга и стремлением к покою и безопасности. И именно в этом месте начинается деление между актуальной реальностью и реальностью бессознательного.
Здесь участвуют два принципа взаимовлияния коры и подкорковых зон мозга, сигналы из которых воспринимает наш организм в целом как сигналы к действию.
Первый – вольное изложение теории Фрейда из упомянутой выше книги. Кора формировалась и развивалась как инструмент для защиты организма от чрезмерных раздражителей из окружающей среды. Если бы раздражители попадали напрямую в продолговатый мозг, являющийся продолжением спинного, мы бы были инфузориями, спасающимися от всего ради выживания. То бишь, кора как бы говорит организму: “Так, подожди, давай посмотрим, проанализируем, насколько это опасно, плохо”. И уже не так страшно. И появляется возможность не убегать, а остаться. А потом, может, и самому в выигрышном положении оказаться. Еще у коры есть ряд способностей, которые помогают не реагировать более глубокими структурами мозга: например, “а ничего нету, тебе показалось” или “что? какая опасность? Ой! Смотри – кузнечик какой забавный!”
Второй принцип – дополняющий защиту. Кора – очень крутой инструмент для анализа опыта и прогнозирования на его основе. Развитие человечества как самого властного существа на Земле стало возможным благодаря этой особенности. Мы можем накапливать опыт поколений и организовывать сложную деятельность за счет того, что кора может задавать такой вопрос: “А что будет, если…” В нем связывается накопленная из прошлого информация с возможностью фантазирования про будущее на основе закона вероятности. И это позволяет нам избежать многих шишек на голову или помогает подстелить соломку.

Увы. Эти принципы, имеющие благую цель, зачастую становятся нашим наказанием.

Особенно ярко это прослеживается на примере психологических травм.
Представим ребенка 2-х лет. Назовем его Миша. Когда он расстроен, начинает плакать, мама начинает на него кричать, а папа ударяет ладонью по затылку. Каждый раз, когда он оказывается в такой ситуации, он испытывает много сильных чувств. При этом не имеет возможности защититься, напав на отца или убежав от мамы. Налицо заблокированная энергия травмы. Что будет происходить внутри Миши?
Сначала мозг будет пытаться притупить внешние раздражители, то есть крик и удар. Но со временем, с развитием его способностей, он использует прогнозирование для Предотвращения травматичной ситуации. Для этого неприятный опыт, полученный Мишей при несдерживании своих слез, мозг записывает в память: “Помнишь, как это было? Ты же не хочешь опять того же?” И затем с помощью коры разрабатывается план действий, как избегать таких ситуаций.
Фокус в том, что мозг понимает – если Миша подзабудет, насколько это было неприятно, он сможет Забыть Стараться Предотвращать такие ситуации. И, конечно, рискует вновь в них влипнуть. Поэтому часть мозга изнутри как бы вновь и вновь обновляет эту ситуацию, эти чувства. Актуализирует их, делает реальными для этого человека. Физиология и химия организма вновь и вновь испытывают то же, что испытывали при записи этой травматичной информации. И мозг предлагает использовать те же способы выживания, которые помогали тогда.
Загвоздка в том, что спустя годы окружающая реальность меняется. Миша вырос. Его не бьют. Если бы попробовали ударить, он мог бы сам размазать обидчика (сделаем нашего Мишу накаченным :) ). Но мозг работает по той же программе в участке травмы.
При этом кора, призванная защищать от раздражителей, чувствует все время повторяющиеся сигналы. Но она не очень-то умеет распознавать, что они идут не снаружи, а изнутри. Как ни странно, для нее – почти все одинаково. И она уже пытается защититься от того, что стало проявлением защиты. Защита от защиты. Причем, ей кажется, что эти сигналы кричат не о какой-то давно прошедшей опасности, а той, которая есть прямо сейчас. Причем, глаза и уши могут спорить о том, что это не так. Тогда кора переносит эту опасность в недалекое будущее: “Сейчас, возможно, не нападают. Зато, видимо, случится вот-вот. Что я себе – врать буду что ли?”

47

Для защиты от защиты кора изобретает все новые способы. А перегревающийся мозг вынужден сталкиваться с неприятными побочными эффектами этих новых способов.

Так, например, для защиты от внутреннего нападения кора создает механизм проекции. То есть внутренние нападения она начинает воспринимать как внешние: “Это не часть меня ругается и орет, если я начинаю плакать (считает кора Миши), а вон те люди, которые вокруг ходят. Если заплачу, как набросятся!” И среди побочных эффектов этого способа защиты появляется подозрительность и недоверие ко всем вокруг. А потом человек пытается изобрести защиту еще и от этого.
Если говорить про принцип “здесь и сейчас”, то для человека это полный набор – и то “сейчас”, которое он видит глазами, и то “здесь”, которое воспринимает его мозг изнутри, начавшееся в далеком прошлом, на самом деле. И так как для защиты мозг работает над предотвращением неприятных ситуаций, то он будет порождать много фантазий про будущее, в котором могут повториться нападения среды. Таким образом, и будущее будет тоже “здесь и сейчас” для психики. И это для нее также реально, как рука, которой он сейчас что-то держит.

Получается некая реальность, в которой мир прошлого и возможного неприятного будущего все время воспроизводятся и проживаются раз за разом.

Про это я и упомянула в начале статьи корейский сериал. Если представить это через образ, то я бы описала так: здание со множеством запутанных коридоров, без дверей, ведущих наружу, в комнатах которого видео-голограммы, проигрывающие повторяющееся кино. Когда человек заходит в комнату, он оказывается внутри этой голограммы и проживает все, как в реальности. При этом в 3й комнате могут показывать то же кино, что и в 1й, а в 17й – то же, что в 5й.

GettyImages-512754678-1-1400x600-768x329
Время здесь дискретно. Это значит, что человек в любой момент может оказаться в любой комнате. Или перейти из одного возраста в другой, а потом заскочить в еще один. Иногда под влиянием внешних причин, иногда по своему желанию (обычно, в терапии). И тогда время той голограммы как-бы наполняет актуальную действительность. В какой-то теме у человека в разные периоды времени происходили схожие или дополняющие друг друга травматичные ситуации. И тогда в одной комнате, в одной голограмме они будут тесно переплетены, растворены друг в друге, создав свой диффузный кусок времени.
Если в этом здании почти нет окон, такой человек оказывается почти оторван от внешней, актуальной реальности. Такое состояние называют психоз.
Чем больше окон, тем больше человек из здания видит наружный мир, иногда даже подолгу сидит у окошка и общается с людьми снаружи. Но потом вновь возвращается в голограммы.

Bon9d

Чаще всего возвращение происходит под действием каких-то спусковых ситуаций, созданных или снаружи, или изнутри – триггеров. К примеру, муж не обратил внимания на то, что вы особенно тщательно сегодня выдраили квартиру. И стало обидно, что не ценит. Или, например, внутри стали пробиваться два противоречащих друг другу желания и появилась ситуация непростого выбора.

Создается мир как будто двух реальностей, перемешивающихся между собой. Сам человек далеко не всегда понимает, в какой из реальностей он находится прямо сейчас.

Иногда он, впрочем, ловит себя на том, что видит одну реальность (которая в окне), а реагирует, чувствует и ведет себя так, будто он в какой-то другой реальности. Просто он в этот момент не на подоконнике, а стоит в голограмме, глядя в окно.

Gologramma

Например, 7-летняя дочь говорит маме о том, что тарелка грязная. Мама может, например, спокойно сказать: “Вымой тогда”. А может зайти в голограмму, в которой ее обвиняли и кричали за то, что она “моет спустя рукава, лентяйка”, и начать пугаться, защищаться или нападать в ответ.
Насколько позволяет мой опыт, могу судить, что нет людей полностью вырванных из голограмм. И так, наверное, правильно. Без работы бессознательного сознание бы перегрелось. Да и не справилось бы. Приближенность к здоровому и максимально спокойному образу жизни создается не за счет отсутствия таких зданий. А за счет количества дверей, окон и легкости, с которой человек может выходить и заходить в свое здание.

Почему люди не выходят из “здания с голограммами”?

– От незнания и неумения жить иначе, от растерянности – “как по-другому?”,
– От того, что неопределенность снаружи – страшнее, чем самая неприятная определенность внутри,
– Нужно прикладывать намеренные усилия для выхода – трудно, лень,
– Голограммы – незавершенные гештальты, постоянно зовут для завершения.

 

Перепутанное время – это, с одной стороны, огромная сложность для человека, его жизни, с другой стороны – великие возможности.

Конечно, жить, реагировать, думать и чувствовать, перескакивая во временных пластах постоянно – это тяжело, как для самого носителя, так и для его окружения. Тем более мозг не настроен от природы на различение – к какому времени относится то, что я сейчас хочу или переживаю. В общем, сплошная временная каша.
Однако, в этом же и преимущество. Если человек когда-то испытал сильное желание, которое не мог завершить, или получил травматичный опыт, то он считает (периодически я слышу это от клиентов), что ничего уже нельзя изменить, ведь ситуация и он, тот ребенок, в прошлом. Но для бессознательного тот момент – в безвременье. Он, действительно, был тогда. Но для организма он есть и сейчас. Если не помочь себе в той голограмме, то этот момент остается и в будущем. И это будущее есть тоже прямо сейчас для мозга. Причем, для него это не фантазия, а реальность. Он уже есть в этом будущем. Которое связано с прошлым и с настоящим. И тогда становится возможным сделать нужные действия, сказать важные слова, прожить непрожитые чувства именно для этого ребенка, который путешествует во времени и ждет своего часа. Часа принятия, поддержки, выпускания страха, выражения своей силы и много чего еще.

RSS 2.0 | Трекбек | Комментарий

Оставьте отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.